Круг swimtrainer
13.04.2016
Одно из самых важных научных открытий, сделанных недавно в психологии, — это открытие Гальтона и других ученых, которые показали, как сильно люди отличаются друг от друга по типу своего воображения. В настоящее время любому человеку известен тот факт, что яркость, полнота, определенность и размеры зрительных образов у людей в высшей степени различны. У многих они поразительно совершенны, у некоторых же до того слабы, что можно почти сомневаться в их существовании. То же самое можно сказать о слуховых и двигательных образах и, вероятно, о всяких других; а недавнее открытие, что различным видам ощущений соответствуют отдельные участки мозга, дает нам, как кажется, физическую основу для объяснения такого разнообразия и несоответствия. Эти факты, как я сказал, в настоящее время настолько общеизвестны, что мне надо только напомнить вам о них. На первый взгляд может показаться, что они имеют для учителя практическое значение; и действительно, учителям советовали распределять учеников на группы по типу воображения и обучать их соответственно тому, к какой группе они принадлежат. Рекомендуют расспрашивать ребенка об его образах или показывать ему ряд написанных слов, а затем произносить перед ним такой же ряд слов, чтобы посмотреть, в каком случае он удержит в памяти большее число их. Затем при обучении этого ребенка надо, по словам сторонников такого метода, пользоваться преимущественно круг swimtrainer и теми словами, которые он лучше запоминает.
В очень маленьком классе старательный учитель, без сомнения, достигнет известных результатов благодаря такой группировке. Но очевидно, что в классе обычных размеров подобное разнообразие в обращении с учениками невозможно; и единственное практически полезное правило, которое этот психологический анализ дает для умения обращаться с большим классом, сводится к правилу, уже выведенному чисто опытным путем, а именно что учитель должен всегда воздействовать на свой класс, пользуясь всеми видами ощущений, какими может. Говорите, пишите, рисуйте на доске, позволяйте ученикам говорить, заставляйте их писать и рисовать, показывайте картины, таблицы, чертежи, заботьтесь, чтобы в ваших чертежах разные части были окрашены в различные цвета и т.д., и из числа всех этих разнообразных впечатлений каждый ребенок сам найдет те, которые лучше всего запоминаются. В первоначальном обучении этот принцип разнообразия впечатлений уже достаточно признан, так что мне незачем больше говорить о нем.
|