Внутренний механизм «чтения мыслей»
05.06.2022
«Согласно фактам, представленным в последней главе, в конце первого года жизни нормально развивающиеся дети могут сказать, чего они хотят и что хотят другие, а также способны понять, что действия других людей направлены на достижение определенных целей и вызваны определенными желаниями. Они могут сами претендовать на достоверность результата и понимать чужие притязания. А ко времени, когда они пойдут в школу — в возрасте около 4 лет, они способны определить, что люди знают, думают или предполагают».
Отчасти опираясь на случаи таких нарушений мыслительных процессов и работы органов чувств, как аутизм и слепота, Бэрон-Коэн предложил выделять четыре психических модуля, которые представляют собой отдельные компоненты системы «чтения мыслей»: детектор направленности взгляда, механизм распределения внимания и теория мыслительного процесса.
На основе того, каким образом взаимодействовали участники наших экспериментов, мы выдвигаем гипотезу о том, что они используют свой ID для создания двухэлементных моделей намерений своих контрагентов. Например, «он ведет себя как эгоист» или «она пытается сотрудничать». Однако распределение внимания требует, чтобы индивиды формулировали свои ожидания в виде триады, к примеру, «он знает, что я стремлюсь к сотрудничеству и знаю о том, что он это знает». Использование SAM требует дополнительной информации, которая, как мы предполагаем, кроется в совершении сознательных ходов, которые приводят к взаимным выигрышам, подтверждающим существование реципрокности.
Слепой ребенок, нормально развивающийся во всех остальных отношениях, не имеет только EDD. Когда ребенка попросили сделать так, чтобы его мама не смогла увидеть автомобиль, он сразу положил игрушку в карман и спокойно опустил руки по швам. Такие слепые дети знают о мыслительных процессах других людей и о том, что видят зрячие люди, говоря: «Посмотри, что у меня между коленок». Поскольку с целью контроля над «социальными эффектами» эксперименты по переговорам большей частью проводились при условии анонимности, данная теория предполагает, что участие в них слепых и зрячих людей даст абсолютно одинаковые результаты. Однако переговоры лицом к лицу дадут совершенно другие результаты, если значительную роль будут играть зрительные контакты.
Детей, страдающих аутизмом, можно разбить на две группы: с отсутствием как SAM, так и ТОММ и с нарушением только ТОММ. Такие дети неспособны понимать потребности других людей и не могут понять, что у кого-то могут оказаться неверные представления. Однако их ID и EDD остаются неповрежденными. Страдающие аутизмом взрослые частично преодолевают это препятствие, попросту запоминая определенные реакции других людей на те или иные раздражители и ведя себя соответствующим образом. Они держат в своей памяти огромное количество предписаний, как себя вести в том или ином случае. Однако они отклоняются от нормы в понимании намеков, инсинуаций, метафор, иронии и шуток. Аутизм встречается у близнецов и близких родственников, что позволяет подозревать его генетический характер, и преимущественно поражает лиц мужского пола.
|